Ребенок имеет право


Когда наши дети узнают о своих правах, они обычно интуитивно понимают, что да, не только у них есть права, но и у других. Ребята, которые имеют представление о своих правах, видят на вашем собственном примере уважение чужих прав, значительно выигрывают в своем развитии и мировосприятии:
♦ имеют более точное представление о том, что значит иметь права и обязанности;
♦ никогда не будут тыкать пальцем, задевать или травить сверстников, которые не стремятся стать «как все», чем-то отличаются от остальных или даже относятся к «особым» по состоянию здоровья;
♦ легче смогут выстроить отношения со своими одноклассниками и учителями;
♦ обычно имеют более высокую самооценку;
♦ с меньшей вероятностью станут жертвой и с большей вероятностью — постоят за других.
Не пострадает ли при этом ваш авторитет как родителя?
Нет! Если разумно и с чувством, толком, расстановкой подойти к разговору, то ваша роль в жизни детей ни в коей мере не перестанет быть главной.
Наши дети умны и мудры что называется «не по годам», и некоторые из них могут попытаться использовать полученную от вас информацию о своих правах для того, чтобы манипулировать вами и получить желаемое. Наша роль как взрослых и заключается в том, чтобы научить их тому, как правильно должны реализовываться права.
Если ваш ребенок бросает вам вызов, оперируя, знанием своих прав, это, конечно, неуместно. Постарайтесь объяснить разницу между правами, потребностями и желаниями. Ребенок может захотеть чипсы, колу и другие вредности и сказать, что у него есть право на питание. Можно в ответ сказать, что вы как родитель несете ответственность за его здоровье и благополучие, и не стоит портить перекусом аппетит к обеду, отстаивая свои права.
Когда лучше всего начинать правовой ликбез с детьми?
Когда ребенок начинает понимать или говорить о том, что «это несправедливо», он готов узнать о правах и обязанностях.
Обратимся к примерам.
Никита и Саша – двоюродные братья, им – пять и четыре. Играют – строят замки из кубиков. Внезапно Никита опрокидывает замок Саши. Наблюдая за сценой, папа Никиты упрекнул сына и попросил извиниться. Мальчик послушно сказал «Прости». Папа отвел сына в сторону и поинтересовался, зачем тот сломал Сашину постройку. Никита ответит, что злился, потому что замок Саши был больше его.
В этой ситуации можно сказать ребенку, что чувства его хоть и понятны, но разрушение замка двоюродного брата такое поведение не оправдывает. Такая реакция похожа на реакцию многих психологически просвещенных родителей: желание, чтобы ребенок определил и выразил свои чувства и понял причины своего поведения. Это нормально, но этого недостаточно. Чтобы помочь детям усвоить истинное чувство справедливости, родители должны побудить их предпринять определенные действия, чтобы исправить ошибку. Например, предложить помочь Саше восстановить его замок или принести ему печенье в знак извинения.
Сказать «прости» довольно легко для ребенка. Но это не заставляет его думать. Если ребенок начинает активно участвовать в том, чтобы изменить ситуацию, то это будет иметь более значительный эффект. Если вы знаете, что ваш ребенок поступил плохо с кем-то, помогите ему найти способ компенсации. Возможно, он может отдать один из своих грузовиков приятелю, игрушку которого он повредил. Вероятно, он сможет нарисовать картину для своей сестры после того, как дразнил ее весь день. Побуждая вашего ребенка делать такие жесты, вы подчеркиваете важность справедливого обращения с людьми. И это знание в будущем однажды поможет ему договориться в сложном мире отношений между сверстниками.
Да, иногда дети воспринимают свои «права» как должное и забывают, что на самом деле у них есть и «обязанности», которые идут рука об руку.
Можно в разговоре с ребенком упомянуть то, что нам повезло, почти у каждого есть то, что мы считаем своими правами. Однако во многих частях мира дети и взрослые не могут иметь таких вещей, как безопасность, жилье и еда. Они могут жить в зонах военных действий, лагерях беженцев или районах, где есть голод.
Как объяснить ребенку, что такое права и что такое обязанности?
Наши права — это то, чего заслуживает каждый человек, независимо от того, кем он является и где живет, чтобы мы могли жить в справедливом мире.
Каждый имеет право на:
♦ безопасность;
♦ образование;
♦ приют (где-то жить);
♦ тепло;
♦ питание;
♦ одежда;
♦ личное пространство;
♦ свобода слова;
♦ быть другим;
♦ чувствовать себя комфортно;
♦ равные возможности.
Обязанности — это то, о чем вам нужно подумать и сделать так, чтобы они позволяли другим людям иметь и реализовывать свои права.
Это некоторые правила, которые влияют на нашу жизнь и жизнь других людей:
♦ следовать правилам дома, в школе и в обществе — ведь они там для нашей безопасности и для защиты наших прав и прав других ;
♦ отстаивать свои права и права других людей настолько, насколько мы можем;
♦ уважать права других;
♦ заботиться о наших собственных вещах и уважать (не брать) чужие;
♦ заботиться о тех, кто младше или слабее.
Можно спросить у ребенка, а не вспомнит ли он какие-нибудь обязанности, и рассказать, что бывает, когда люди игнорируют своим обязанности:
♦ другие теряют свои права, например, в случае если кто-то подвергается издевательствам, несправедливому обращению, оскорблениям;
♦ это несправедливо, потому что другим придется выполнять работу, которая является обязанностью другого человека;
♦ возможны последствия дома, в школе или в обществе, например, может последовать наказание;
♦ люди могут стать менее успешными и счастливыми, чем могли бы быть;
♦ люди могут стать эгоистичными и безразличными. Они так и не узнают, что испытывают те, кто делится друг с другом и заботится о других.